Формула расчета оборачиваемости кредиторской задолженности
Рассчитать оборачиваемость можно двумя способами:
• С учетом себестоимости продукции;
• С учетом выручки.
В каждом из этих методов рассчитывается один и тот же показатель – коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности. Учитывая себестоимость продукции, коэффициент можно вычислить по такой формуле:
Кокз = Срт\Скз, где:
• Кокз – нужный коэффициент оборачиваемости;
• Срт – стоимость реализованного товара;
• Скз – средний показатель кредиторской задолженности.
В свою очередь, средний показатель кредиторской задолженности (Скз) рассчитать очень просто. Для этого нужно знать задолженность на начало и конец расчетного периода, тогда:
Скз = (Кзнп + Кзкп)/2.
Для расчета коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности через выручку используется другая формула:
Кокз = В\Скз, где:
• Кокз – коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности;
• В – сумма выручки;
• Скз – средняя кредиторская задолженность, которая рассчитывается так же, как и в предыдущем способе.
Более точным считается расчет коэффициента с учетом себестоимости продукции. В России чаще используют именно этот способ. Объясняется выбор тем, что при расчете с учетом выручки коэффициент может несколько искажаться из-за разной наценки на товар.
Формула расчета оборачиваемости кредиторской задолженности в днях
Для оценки платежеспособности контрагента и выявления финансового состояния предполагаемого партнера несколько удобнее пользоваться расчетом оборачиваемости в днях. Вместе с коэффициентом оборачиваемости можно рассчитать период оборота кредиторской задолженности. Делается это по формуле:
Покз = Т/Кокз, где:
• Покз – период оборачиваемости кредиторской задолженности;
• Т – расчетный период в днях;
• Кокз – коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности.
Чем меньше полученный период (Покз), тем быстрее партнер рассчитается с долгами. Не рекомендуется сотрудничать с компаниями, период оборачиваемости которых составляет большее количество дней, нежели отсрочка, которую может предложить партнер. В таком случае, риск не получить свои деньги вовремя очень велик.
Как оборачиваемость влияет на финансовое положение компании?
Конечно, рассчитывая показатели оборачиваемости, необходимо учитывать положение в комплексе:
• Авторитет компании;
• Отрасль, в которой она развивается;
• Динамика за некоторый период.
Дополнительный анализ можно провести, вычислив дебиторскую задолженность. Если ее значение будет больше, чем показатель кредиторской задолженности, компания сможет справиться с кредитными обязательствами.
Однако низкий показатель кредиторской задолженности выгоден для самой компании – это позволяет ей определенное количество дней в периоде «бесплатно» пользоваться активами контрагента.