Интересно то, что такая реклама «работает». Люди идут оформлять кредиты и не задумываются, что это может привести к негативным последствиям.
Лишь единицы претендентов на займ интересуются защитой прав потребителей в области кредитов. Чтобы не наделать ошибок, лучше до оформления кредита воспользоваться консультацией грамотного юриста.
Действующие законы о защите прав потребителей в области кредитов
Достаточно четко и однозначно права прописаны в Законе Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-I «О защите прав потребителей», а также в Гражданском Кодексе.
Следует их изучить или обратиться к опытным юристам за консультацией, чтобы не стать жертвой недобросовестных банковских заведений.
О чем идет речь в законе?
Если банком положения не выполняется, то условия договора противоречат установленным законам, а также правовым актам Российской Федерации.
В ст. 10 закона «О защите прав потребителей» указано, что в кредитном договоре обязательно должна присутствовать самая важная информация по кредиту. А именно:
• Кредитный лимит;
• Полная стоимость кредита (долг, который заемщику предстоит выплачивать);
• График погашения кредита, расписанный помесячно.
Именно это условие чаще всего нарушается кредитными организациями.
В Гражданском Кодексе Российской Федерации (статья 819) отмечено, что банки и иные кредитные организации обязаны предоставлять заемщику кредитные средства в том размере, а также на тех условиях, которые зафиксированы в кредитном договоре. Заемщик же обязан в полном размере вернуть кредит, а также погасить начисленные проценты.
Какие нарушения допускают банки?
Сознательно или несознательно, но достаточно часто случается, что банк:
• Без предварительного согласования с клиентом изменяет размер годовой процентной ставки по кредиту, что противоречит положениям Федерального Закона от 02.12.1990 года за №395-1 «О банках и банковской деятельности»;
• Изымает с заемщика плату за открытие счета. Данная услуга не является банковской. Требовать оплату за открытие кредитного счета – это прямое нарушение норм законодательства. Банк не вправе требовать плату за данную услугу;
• Изымает с заемщика плату за предоставление информации об остаточной задолженности по кредиту. Это прямое нарушение пункта 2 статьи 10 закона «О защите прав потребителей»;
• В одностороннем порядке устанавливает факт подсудности спора. Такого рода действия являются нарушением пункта 2 статьи 17 закона «О защите прав потребителей», в котором сказано, что истец определяет подсудность спора.
Чтобы отстоять свои права, лучше заручиться поддержкой опытного юриста.
Чего можно добиться в суде?
Закон о «Защите прав потребителей» в области кредитов, оформленных в банках, осуществляется на законодательном уровне. Поэтому, обращаясь в суд, можно добиться:
• Снижения размера переплаты по кредиту;
• Снижения процентной ставки, если она была установлена с нарушением законодательных норм;
• Возврата страховки по кредиту;
• Возврата денежных средств, которые были взысканы незаконным путем за оказание услуг, навязанных самим банком.
По результатам решения суда заемщик может рассчитывать на:
• Снижение размера процентной ставки, если банком он был изменен в одностороннем порядке;
• Возврат денежных средств за навязанную банком страховку во время заключения кредитного договора;
• Снижение размера ежемесячного платежа по кредиту;
• Сокращение размера выплат, которые возникли в результате предоставления банковским учреждением неполной информации по кредиту;
• Возврат денежных средств, с помощью которых были оплачены навязанные банком услуги, а также получение компенсации за причиненный моральный ущерб.